1) Сравнение стадий развития зародышей рыбы, птицы и человека позволяет выявить как сходства, так и различия в их развитии. Например, все три видовые группы проходят стадию зародыша, эмбриона и фетуса. Однако, сходства проявляются в том, что у всех трех видовых групп в начале развития происходит образование трех зародышевых листков (эндодерм, мезодерм, эктодерм), из которых далее формируются различные органы и ткани. Также у всех видовых групп есть период развития внутри яйца и внутриутробный период развития.
2) Различия между стадиями развития зародышей рыбы, птицы и человека проявляются, например, в типе оплодотворения (внешнее у рыб, внутреннее у птиц и человека), в типе развития (рыбы и птицы проходят личинчатое развитие, в то время как человек развивается напрямую) и в особенностях формирования органов и систем организма.
3) Признаки сходства зародышей человека и других млекопитающих, таких как общие зародышевые листки, общие стадии развития (зародыш, эмбрион, фетус), сходство в строении органов и систем организма, служат доказательством их родства. Эти признаки указывают на общее происхождение и эволюционные связи между этими видами.
Контрольные вопросы:
1) Рудименты - это остаточные органы или структуры, потерявшие свою первоначальную функцию у предков, но все еще присутствующие у потомков. Атавизмы - это появление у потомков признаков, характерных для их далеких предков. Примеры: у человека аппендикс является рудиментом, а у некоторых людей появление хвоста - атавизм.
2) Сходства в строении зародышей проявляются на ранних стадиях развития онтогенеза и филогенеза, где происходит общее формирование зародышевых листков и органов. Дифференциация начинается на более поздних стадиях развития.
3) Биологический прогресс - это улучшение организма в процессе эволюции, например, развитие новых органов или функций. Биологический регресс - это утрата органов или функций в результате негативного воздействия среды или ненужности. Например, потеря у животных глаз при адаптации к темным условиям жизни - пример регресса.